Как открыть чайный магазин и сделать его прибыльным (часть 3)

Бизнес-процессы и логистика.

Чайный магазин и чайный бизнес —  это, прежде всего, бизнес.

Поэтому недостаточное внимание к бизнес-процессам может погубить даже самую хорошую концепцию чайного магазина.

Для чайного магазина главными бизнес-процессами (кроме, разумеется, самих продаж) являются маркетинг, логистика, управление персоналом и учет.

С маркетингом думаю всем понятно — вы постоянно должны искать и находить новые возможности удовлетворить чайные потребности ваших клиентов.

Ищите новые вкусы чая, новых поставщиков, новые варианты упаковки… предлагайте новые услуги… спрашивайте и запоминайте- чего бы хотелось вашим клиентам.

Интересуйтесь чаем, читайте о чае, изучайте чай и рассказывайте о чае своим клиентам — они это оценят и будут приносить вам свои деньги снова и снова.

Логистика. Кроме того, что вы будете продавать чай, вы будете его покупать, заказывать, транспортировать и хранить.

Эти процедуры вы будете совершать регулярно, и ваша задача сделать так, что б они отнимали как можно меньше  вашего времени  и ваших денег.

Управление персоналом.  Редко что может так быстро и качественно загубить розничный бизнес, как неудачно подобранный  наемный продавец.

Практически  все самые успешные розничные точки — это розничные точки,  где нет наемного торгового персонала — или сам владелец бизнеса торгует,  или члены его семьи.

Запомните — никто и никогда не позаботится о вашем бизнесе так, как вы сами.

Поэтому, добрый совет — как минимум первые пару месяцев — обязательно торгуйте сами. Вы познакомитесь  с клиентами, их запросами, вы «прибьете» постоянную клиентуру и будете знать  свой нормальный размер дневной кассы.

И только потом, очень аккуратно,  можете пробовать разных персонажей на роль наемного продавца.

Важность учета объяснять не надо, особенно если вы все-таки используете наемный персонал.

Ценовая политика и наценка при продаже чая.

Очень волнующий вопрос – вопрос розничной цены и наценки на чай.

Какой уровень торговой наценки можно установить? Какая рентабельность чайного бизнеса?

На этот вопрос сложно ответить однозначно — все зависит от вашего ассортимента и вида конкретного чая (развесной или фасованный), формата и расположения торговой точки, и конечно, торговой марки чая.

Наценка  (и, соответственно, рентабельность) при продаже развесного чая всегда выше, чем фасованного.

Если говорить о весовом (развесном) чае, то рентабельность продажи чая в рознице стартует от 100%.

Это, конечно, средняя температура по больнице- некоторые торговцы ( в основном на продовольственных рынках и в небогатых населенных пунктах) могут продавать чай и дешевле- с наценкой всего 60- 70%, однако большинство продавцов чая  устанавливают наценку значительно больше- иногда и 250- 300% (чаще всего в «крутых» торговых центрах крупных городов).

В любом случае- ориентироваться стоит на конкурентную обстановку (какой уровень цен на аналогичную продукцию у ближайших соседей- конкурентов) и эксклюзивность/ уникальность вашего предложения (на Lipton в пакетиках, который продается в любом супермаркете, при всем желании трудно установить цену выше того же супермаркета, зато наценка на эксклюзивный чай, который продается только у вас,  будет ограничена только вашими амбициями).

Конкурентная обстановка и ценовые войны.

Еще на стадии разработки  концепции чайного магазина обратите внимание на конкурентов — настоящих  (которые уже есть на интересующей вас территории) и будущих — которые могу появиться после вашего открытия.

Как вы собираетесь отвоевывать себе место под солнцем? Чем конкурировать?

Универсальный способ избежать конкуренции- это отличатся.

Отличайтесь! Форматом,  ассортиментом,  идеями, стилем.

Старайтесь иметь как можно меньше общего с вашими конкурентами — не торгуйте одинаковым товаром, не предлагайте одинаковые услуги… Ищите отличия и сделайте это своей «фишкой».

Никогда не старайтесь конкурировать ценой — это путь  в никуда и для вас и для вашего конкурента.

Если вы снизите цену — будьте уверены — ваш конкурент снизит ее еще больше.

Таким методом  вы не победите конкурента, а только уменьшите заработок и себе и ему.

Персонал.

Как уже писалось выше — персонал крайне важен в любой розничной концепции.

На первых порах постарайтесь обойтись своими силами и силами ваших родственников (по крайней мере — в вопросе продаж).

В последствии — не пожалейте ни времени не средств на поиск и обучение действительно адекватных и мотивируемых  претендентов.

Удачи в чайном бизнесе!

Читайте также:

Советы по открытию чайного бизнеса (часть 1)- выбор концепции и формата чайного магазина.

Советы по открытию чайного бизнеса (часть 2)- формирование ассортимента чайного магазина, ассортиментные концепции и форматы.