Как открыть чайный магазин и сделать его прибыльным (часть 3)
Бизнес-процессы и логистика.
Чайный магазин и чайный бизнес — это, прежде всего, бизнес.
Поэтому недостаточное внимание к бизнес-процессам может погубить даже самую хорошую концепцию чайного магазина.
Для чайного магазина главными бизнес-процессами (кроме, разумеется, самих продаж) являются маркетинг, логистика, управление персоналом и учет.
С маркетингом думаю всем понятно — вы постоянно должны искать и находить новые возможности удовлетворить чайные потребности ваших клиентов.
Ищите новые вкусы чая, новых поставщиков, новые варианты упаковки… предлагайте новые услуги… спрашивайте и запоминайте- чего бы хотелось вашим клиентам.
Интересуйтесь чаем, читайте о чае, изучайте чай и рассказывайте о чае своим клиентам — они это оценят и будут приносить вам свои деньги снова и снова.
Логистика. Кроме того, что вы будете продавать чай, вы будете его покупать, заказывать, транспортировать и хранить.
Эти процедуры вы будете совершать регулярно, и ваша задача сделать так, что б они отнимали как можно меньше вашего времени и ваших денег.
Управление персоналом. Редко что может так быстро и качественно загубить розничный бизнес, как неудачно подобранный наемный продавец.
Практически все самые успешные розничные точки — это розничные точки, где нет наемного торгового персонала — или сам владелец бизнеса торгует, или члены его семьи.
Запомните — никто и никогда не позаботится о вашем бизнесе так, как вы сами.
Поэтому, добрый совет — как минимум первые пару месяцев — обязательно торгуйте сами. Вы познакомитесь с клиентами, их запросами, вы «прибьете» постоянную клиентуру и будете знать свой нормальный размер дневной кассы.
И только потом, очень аккуратно, можете пробовать разных персонажей на роль наемного продавца.
Важность учета объяснять не надо, особенно если вы все-таки используете наемный персонал.
Ценовая политика и наценка при продаже чая.
Очень волнующий вопрос – вопрос розничной цены и наценки на чай.
Какой уровень торговой наценки можно установить? Какая рентабельность чайного бизнеса?
На этот вопрос сложно ответить однозначно — все зависит от вашего ассортимента и вида конкретного чая (развесной или фасованный), формата и расположения торговой точки, и конечно, торговой марки чая.
Наценка (и, соответственно, рентабельность) при продаже развесного чая всегда выше, чем фасованного.
Если говорить о весовом (развесном) чае, то рентабельность продажи чая в рознице стартует от 100%.
Это, конечно, средняя температура по больнице- некоторые торговцы ( в основном на продовольственных рынках и в небогатых населенных пунктах) могут продавать чай и дешевле- с наценкой всего 60- 70%, однако большинство продавцов чая устанавливают наценку значительно больше- иногда и 250- 300% (чаще всего в «крутых» торговых центрах крупных городов).
В любом случае- ориентироваться стоит на конкурентную обстановку (какой уровень цен на аналогичную продукцию у ближайших соседей- конкурентов) и эксклюзивность/ уникальность вашего предложения (на Lipton в пакетиках, который продается в любом супермаркете, при всем желании трудно установить цену выше того же супермаркета, зато наценка на эксклюзивный чай, который продается только у вас, будет ограничена только вашими амбициями).
Конкурентная обстановка и ценовые войны.
Еще на стадии разработки концепции чайного магазина обратите внимание на конкурентов — настоящих (которые уже есть на интересующей вас территории) и будущих — которые могу появиться после вашего открытия.
Как вы собираетесь отвоевывать себе место под солнцем? Чем конкурировать?
Универсальный способ избежать конкуренции- это отличатся.
Отличайтесь! Форматом, ассортиментом, идеями, стилем.
Старайтесь иметь как можно меньше общего с вашими конкурентами — не торгуйте одинаковым товаром, не предлагайте одинаковые услуги… Ищите отличия и сделайте это своей «фишкой».
Никогда не старайтесь конкурировать ценой — это путь в никуда и для вас и для вашего конкурента.
Если вы снизите цену — будьте уверены — ваш конкурент снизит ее еще больше.
Таким методом вы не победите конкурента, а только уменьшите заработок и себе и ему.
Персонал.
Как уже писалось выше — персонал крайне важен в любой розничной концепции.
На первых порах постарайтесь обойтись своими силами и силами ваших родственников (по крайней мере — в вопросе продаж).
В последствии — не пожалейте ни времени не средств на поиск и обучение действительно адекватных и мотивируемых претендентов.
Удачи в чайном бизнесе!
Читайте также:
Советы по открытию чайного бизнеса (часть 1)- выбор концепции и формата чайного магазина.